Ирина Вторникова
Художник по светуЗаслуженный работник культуры РФ
Ирина Вторникова родилась в Ростове-на Дону в 1975 году. В 2009-м окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства.
С 1997 года работает в Ростовском государственном музыкальном театре (до 1999-го — Ростовский государственный театр музыкальной комедии); с 2011-го — заведующая художественно-постановочной частью, с 2019-го — главный художник по свету. Оформила спектакли «Гамлет», «Спящая красавица», «„Юнона“ и „Авось“», «Князь Игорь», «Иоланта», «Корсар», «Свадьба Фигаро», «Щелкунчик», «Фауст», «Лебединое озеро», «Паганини», «Евгений Онегин», «Орестея», «Травиата», «Летучая мышь», «Жанна д’Арк», «Пиковая дама», «Кармина Бурана», «Хованщина», «Эсмеральда», «Спартак», «Паяцы», «Турандот» и др.
Также создала световую партитуру к постановкам в московском Государственном академическом Малом театре («Дон Жуан»), Московском театре «Новая опера» им. Е. В. Колобова («Князь Игорь»), Московском государственном театре «У Никитских ворот» («Гамлет», «Капитанская дочка», «Шерлок Холмс», «Убивец», «Амадей»), Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н. И. Сац («Принцесса на горошине», «Лебединое озеро», «Аэлита», «Спящая красавица»), театре «Санктъ-Петербургъ Опера» («Поругание Лукреции», «Борис Годунов», «Сестра Анжелика», «Дон Жуан», «Тоска», «Богема», «Севильский цирюльник», «Сельская честь», «Искатели жемчуга», «Не только любовь», «Фауст» и др.), Свердловском государственном академическом театре музыкальной комедии («Мертвые души», «Свадьба Кречинского», «Скрипач на крыше», «Белая гвардия» и др.), Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета («Золушка»), Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета («Борис Годунов», «Фальстаф», «Иоланта»), Новосибирском театре музыкальной комедии (ныне Новосибирский музыкальный театр; «А зори здесь тихие…», «Парижская жизнь», «Римские каникулы», «Фома» и др.), Самарском академическом театре оперы и балета («Моцарт и Сальери», «Спящая красавица», «Аида», «Тоска», «Леди Макбет Мценского уезда» и др.), Астраханском государственном театре оперы и балета («Пиковая дама», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Отелло», «Царская невеста», «Осуждение Фауста» и др.), Башкирском государственном театре оперы и балета («Орлеанская дева», «Царская невеста», «Фауст», «Аттила», «Дон Жуан», Vita Nuova и др.), Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь («Снегурочка», «Кащей Бессмертный», «Маленький принц», «Анна Каренина», «Пиковая дама», «Князь Игорь» и др.) и т. д.
В 2014 году оформила спектакль Юрия Александрова по опере Чайковского «Черевички» в Оперном театре Кальяри (Италия).
В Мариинском театре создала световую партитуру к «Орлеанской деве» (2021) и «Итальянке в Алжире» (2022), «Гугеноты» (2024)
Неоднократный номинант Российской национальной театральной премии «Золотая маска».
Участие в спектаклях
- Пиковая дама — Художник по свету