История театра
Датой рождения Нижегородского театра кукол по праву можно считать 27 января 1929 года — именно в этот день в Нижнем Новгороде в Доме культуры имени Я.М. Свердлова спектаклями «Балда» по А.С. Пушкину, «Негритёнок Том» и «Стёпка-растрёпка» по Ю. Гаушу открылся «Театр Петрушки».
У его истоков стояли два одарённых талантливых человека: первый художественный руководитель театра Татьяна Ивановна Яворовская и первый директор театра — Георгий Апполинарьевич Яворовский. Их творческое кредо — «фантастическая любовь к кукле и её право на художественную жизнь» — актёры театра разных поколений бережно пронесли и сохранили через почти вековую историю до наших дней.
Первые свои четверть века театр работал то в помещении ТЮЗа, то в Краевом Доме искусств, скитаясь с одной сценической площадки на другую. И только в 1954 году, к своему 25-летию, «куклы» наконец-то обрели свой первый постоянный адрес: улица Свердлова (ныне — Большая Покровская), дом 4. А в 1979 году справили новоселье в другом здании на той же улице — в доме № 39, в котором театр работает и поныне.
Но этому долгожданному праздничному моменту предшествовал долгий, насыщенный нелёгкими трудовыми буднями и в то же время яркими и радостными событиями, творческий путь…
В годы Великой Отечественной войны, не имея собственного помещения, театр в трудных условиях сумел создать 11 новых постановок, отличавшихся высоким патриотизмом. В этот период артисты активно использовал практику выездных спектаклей: на самодельных санях собственной конструкции Г. А. Яворовского они разъезжали со своими постановками по городу и близлежащим районам. Огромным успехом у детворы пользовался спектакль «Маленький лейтенант» Данилевского. Ко взрослым зрителям с эстрадными сатирическими программами «Гитлер и чёрт», «У фашистов в тылу нечисто» и другими театр выезжал на заводы и в колхозы, в воинские части и госпитали. Только за первые месяцы войны театр дал 164 шефских концерта-спектакля для бойцов Красной армии и детей фронтовиков, перечислил в Фонд обороны страны и на постройку эскадрильи самолётов «Советский артист» 16 800 рублей.
Рядом с Яворовскими талантливо и увлечённо работала актриса Нина Аркадьевна Соколоверова, в 1944 году ставшая главным режиссёром театра. Именно она в 1945 году поставила первый спектакль с тростевыми куклами «Три апельсина» С. Михалкова по сказке Карло Гоцци. До этого в театре «играли» только перчаточные куклы.
В театре работали люди, поверившие в него настолько, что связали с ним свою жизнь. Славу театру принесли прекрасные актёры: А. Калухин, А. Харчевникова, Ю. и К. Копыловы, А. Дылева, Л. Артуньянц, Т. Елисеева, В. и И. Дунаевы, А. Панова и другие. Ю.М. Копылов и А.И. Харчевникова первыми в театре получили звание «Заслуженный артист РСФСР» и долгие годы украшали спектакли своими ролями.
В 1952 году в театр пришёл Юрий Николаевич Елисеев, заслуженный деятель искусств РСФСР, человек увлечённый и ищущий, сочетавший в себе таланты актёра, режиссёра и драматурга. Именно он первым в детском кукольном театре начал ставить спектакли для взрослых. В 1956 году он поставил спектакль «Чёртова мельница» по острогротескной пьесе И. Штока, полной юмора, неожиданных поворотов сюжета и блестящих словесных эскапад. Спектакль имел огромный успех и был в репертуаре театра более сорока лет. Премьеры для взрослых следовали одна за другой: «Жирофле-Жирофля» Н. Адуева и А. Арго, «Божественная комедия» И. Штока, «Прелестная Галатея» Б. Гадора и Р. Дарвиша. В 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе за куклы к спектаклю «Жирофле-Жирофля» (художники Н. Дрягина и А. Колесникова) театр был награждён Дипломом и Большой серебряной медалью. Эти же куклы выставлялись потом на театральных выставках в Нью-Йорке (1959 год), Праге (1960), и в итоге были приобретены Государственным театральным музеем им. А.А. Бахрушина в Москве.
Не забывал Ю.Н. Елисеев и детского зрителя, для него он написал свои пьесы: «Чудо-машина», «Друзья», «Вредный витамин», «Неразменный рубль» и «Сэмбо». Последняя пьеса идёт в театре до сих пор, но уже в постановке народного артиста России Александра Ивановича Мишина, сменившего Ю.Н. Елисеева на посту главного режиссёра в 1967 году.
В 1965 году директором Горьковского театра кукол стала Валентина Федоровна Щемелева. В этот период наш театр приобретает всесоюзную известность: в 1965 году состоялись его успешные гастроли в Москве, на следующий год — в Севастополе, в 1967-м — в Ленинграде…
При художественном руководстве Александра Ивановича Мишина лучшие традиции Горьковского театра кукол получили дальнейшее развитие. Один за другим на его сцене рождались, радуя зрителей, спектакли высокого эстетического уровня, несущие огромный позитивный заряд доброты, народной мудрости и человеколюбия: «Волшебная лампа Алладина», «Царевна-лягушка», «Дикие лебеди», «Слонёнок» и многие другие.
«Кукла обладает огромными возможностями, она может быть такой же искренней, как драматический актёр, а может, и более. Для меня важно, чтобы кукла жила на сцене, дышала, чтобы зритель ей верил и сопереживал. Добиться этого очень трудно, но можно. Всё зависит от актёра, художника и режиссёра», — твёрдо и последовательно следуя этому своему творческому кредо, А.И. Мишину удалось сплотить в театре высокопрофессиональный коллектив неутомимых тружеников и фанатов своего дела.
Эти годы были периодом творческого взлёта театра, его широкой известности и необычайной популярности. Нижегородская школа кукловождения становится одной из ведущих в стране и весьма заметной в мире. Об этом говорит и перечень наград, полученных Горьковским театром кукол в этот период: Золотой диплом Министерства культуры РСФСР и ВТО к 50-летию советского театра для детей (1969 год), Диплом Минкультуры РСФСР и ВТО за создание к 175-летию со дня рождения А.С. Пушкина спектакля «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1974), Диплом за спектакль «Королевская ложа» на фестивале польской драматургии (1976), Диплом и приз за спектакль «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» на Международном фестивале кукольных театров в дни работы XII конгресса УНИМА в Москве (1976), Диплом I степени Минкультуры РСФСР за спектакль «Приключения охотника Дамая» на Всероссийском фестивале национальной драматургии и театрального искусства народов СССР (1978).
Новому репертуару и возросшим творческим возможностям коллектива театра было тесно в старых стенах, и поэтому в эти годы остро встала необходимость в большом театральном здании.
В 1973 году на должность директора в театр пришла прекрасный педагог и организатор, заслуженный работник культуры РФ Ирина Николаевна Шлямова. И начала она как раз со строительства нового помещения. В результате полувековой юбилей театра его коллектив, друзья и зрители в 1979 году встречали в новом здании — в доме № 39 по улице Свердлова (ныне — Большая Покровская) со зрительным залом на 380 мест. Вот как писали газеты в тот год об этом новоселье: «На час перекрыли всё движение по улице Свердлова. От площади Минина к новому зданию театра кукол шли дети, и огромные связки шаров плыли над их головами… Строители достали из футляра удивительной красоты ключ и вручили его директору театра И.Н. Шлямовой. Ключ был под стать сказочному и уютному зданию нового театра кукол».
Театр в этот период продолжает собирать награды (в 1980 году — Диплом Министерства культуры СССР за спектакль «Манук — отважное сердце», в 1985-м — Диплом ВТО за спектакль «Ястребок») и радовать новыми постановками не только маленьких, но и взрослых зрителей. В 1980 году ставится пьеса Василия Шукшина «До третьих петухов». В 1986 году выходит аншлаговый спектакль «Чудеса в решете». А в 1991 году Александр Мишин осуществил поистине дерзкую идею, поставив на сцене театра кукол оперетту «Сильва», принятую зрителями на «ура».
В 1987 году театр впервые выехал за границу — на Международный фестиваль театров кукол в венгерский город Бекешчаба, где произвёл фурор своим спектаклем «По щучьему веленью», завоевав Гран-при. Затем этот спектакль увидели зрители на Всемирных фестивалях кукольников во Франции (1988), Испании (1989), Болгарии (2008). Дважды, в 1990 и 1994 годах, театр побывал на гастролях в США со спектаклями «Теремок», «Сэмбо» и «По щучьему веленью». Спектакль «Царевна-лягушка» коллектив театра показывал на Международном фестивале в Бельгии и во время поездки в Германию. В 1998 году в рамках Международного фестиваля артисты со спектаклем «Сэмбо» объехали практически всю Испанию, а в 2007 году испанцы увидели постановку «Слонёнок» — оба спектакля игрались на испанском языке. Зарубежные гастроли театра и его участие в фестивалях самого высокого уровня неизменно сопровождались восторженными откликами в иностранной прессе.
Авторитет Нижегородского театра кукол рос с каждым годом. В 1988 году его художественному руководителю А.И. Мишину присвоили звание народного артиста РСФСР, а в 1997 году театр стал академическим, вторым после знаменитого Центрального театра кукол имени С.В. Образцова и единственным среди региональных театров кукол.
В мае 1998 года на базе Нижегородского государственного академического театра кукол была создана Всероссийская творческая экспериментальная лаборатория современной драматургии, ответственным секретарём которой стала Г. К. Покровская.
Спектакли Нижегородского театра кукол неоднократно награждались Премией города Нижнего Новгорода: «Руслан и Людмила» (1996), «Ханума» (2000) и другие.
Летом 2005 года директором Нижегородского театра кукол стал Александр Сергеевич Гарьянов. В том же году в театре начался серьёзный ремонт: за четверть века эксплуатации некогда новое и красивое здание заметно обветшало. Были отремонтированы гримёрные и служебные кабинеты, установлено современное световое и звуковое оборудование для сцены и зрительного зала, обновлено оформление фойе и музея театра. В репертуаре театра как всегда появлялись очередные премьеры — спектакли «Винни Пух и все, все, все…» и «Конёк-горбунок» (Премия Нижнего Новгорода за 2008 год).
С 2010 по 2020 годы театр возглавлял Максим Владимирович Крохин. При нём в зрительном зале, обновлены кресла. Велась работа по расширению материально-технической базы театра.
В конце 2020 года директором Нижегородского государственного академического театра кукол была назначена Алла Александровна Забегалова. И уже в ноябре того же года театр стал участником Всероссийской программы «Большие гастроли», проведя с 26 по 29 ноября обменные гастроли с Кировским театром кукол имени А.Н. Афанасьева. С 15 по 18 апреля 2021 года по той же программе Нижегородский театр кукол совершил обменные гастроли с Тверским государственным театром кукол.
Сегодня Нижегородский государственный академический театр кукол продолжает принимать участие во всех общественно значимых всероссийских и областных акциях, работать над своими новыми премьерами. В то же время продолжает расширяться материально-техническая база театра: приобретается новое проекционное, звуковое и осветительное оборудование, сиденья-трансформеры и скамейки для зрительного зала. Театр выиграл грант на поставку оборудования и осуществления тифлокомментирования своих спектаклей.
Но самое главное — театр продолжает бережно хранить и творчески развивать свои богатые традиции, намереваясь подойти к своему столетию, которое уже не за горами, с новыми достижениями и яркими премьерами, радуя ими своих многочисленных преданных почитателей и новых подрастающих юных зрителей. И поскольку главное кредо театра, сформулированное ещё его основателями, — «фантастическая любовь к кукле и её право на художественную жизнь» — уже доказало свою правильность и жизнеспособность на протяжении многих десятилетий, то именно с ним коллектив театра вместе со своими зрителями намерен уверенно двигаться в будущее, перешагивая века.