Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

Легенда о подвиге

24 июня 2025
Незнайка спел рок-н-ролл: Нижегородский театр кукол встретил премьерой День защиты детей

На языке метафор.

Спектакль «Снег в июле» Нижегородского академического театра кукол предлагает взглянуть на события лета 1942 года глазами ребенка. В формате монолога, начавшегося с рассказа о безмятежной жизни, как в страшном сне, с приходом войны предстают в новом обличье голод, война, враг и страх. Сказка о волке, что живет в каждом из нас, рассказанная матерью на ночь, вырастает в образы. В таком ракурсе особенно интересны символы, которыми мыслит шестилетний человек и которые способен показать многогранный театр кукол.

Над спектаклем работала творческая группа из Санкт-Петербурга: обладатель премии «Золотая маска», режиссер-постановщик и художник Алексей Шульгач, второй режиссер-постановщик — Диана Разживайкина-Шульгач, художник по свету и композитор Михаил Шарабакин. Их постановка радует продуманной идеей и грамотным целостным воплощением: смотреть будет интересно зрителям всех возрастов.

Для спектакля была специально написана пьеса, но это не документальная хроника, она лишь опирается на факты, поэтому не стоит в ней искать буквального прочтения. У нашего героя Сашки был прототип — Александр Иванов, однако здесь он — собирательный народный образ.

Из страшных детских снов.

Молодой человек, главный действующий персонаж, через десятилетия возвращается в родную деревню, от которой остался лишь сгоревший остов дома. Перед ним развернулась зеленая лужайка, где он, словно ребенок, мысленно возвращается в детство, играет с уменьшенной копией домов. Саша (Иван Захаров) вспоминает, кто жил в каждом из них и чем запомнился. От веселых частушек и рассказа о жизни трудной, но наполненной радостью, он проходит путь взросления, когда понимает, что в их райское место пришла беда.

Война (Павел Хорьков) для него имеет черты внешности Гитлера в кроваво-красном костюме — подобие карикатуры с плакатов, которые мальчик мог ранее видеть. Агрессивно и пугающе появляется она каждый раз, как из преисподней, в облаках багрового дыма.

Смерть (Евгений Храмов), что уносит с собой родных людей, стилизована под средневековый образ чумы. Это хищная черная птица, антипод мирных белых голубей, собирательница душ в клетку-рюкзак за спиной.

Голод (Антон Мигунов) кажется ему отвратительной жирной свиньей, пожирающей всю еду. Хохоча, с хрюканьем, мерзкая тварь вот-вот доберется и до людей.

Саша борется со своими страхами, взаимодействует с ними, но выбраться из этой западни символов ему смогла помочь спасительница Матрена (Ангелина Фатеева/Раиса Углова). С полным чемоданом куколок (детей) в руках, она выведет их к свободе. Светлый образ матери и доброй волшебницы для мальчика соединился в ней.

Не сбиваясь с хроники событий, вплетая в рассказ цитаты из разных источников, Саша говорит, как о чуде, что оказался в эшелоне, отправленном в тыл. Оказавшись в итоге в городе Бор, мальчик смог пережить тяжелое время и победить своего черного волка. (12+)

Автор: Мария Федотова
Источник: Газета «Нижегородские новости»

Поделиться:

Другие публикации в СМИ

Все публикации в СМИ