Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Елисеев Юрий Николаевич

Юрий Елисеев

Главный режиссёр театра с 1959 по 1967 г., драматург, поэт, актёрЗаслуженный деятель искусств РСФСР. Член Союза писателей СССР

Родился в Красноярске. После окончания школы в 1940 году был призван в Красную армию. Воевал подо Львовом, на Ленинградском фронте, был непосредственным участником прорыва Блокады, освобождения Таллина. Свой фронтовой путь окончил в Чехословакии. Был шофёром командира 409-го пушечного артиллерийского Таллинского полка 62-й гвардейской корпусной артиллерийской бригады, мужественно и героически, под огнём противника, доставлял командира в самые горячие точки боя. Был награждён: Орденом Отечественной войны I степени (1985), медалью «За боевые заслуги» (1945), медалью «За оборону Ленинграда» (1944).

В 1945 году поступил в студию при Горьковском театре драмы. После её окончания работал в театре актёром.

Режиссёр с 1952 года, главный режиссёр Горьковского театра кукол (1959−1967). Главный режиссёр, худрук Ленинградского кукольного театра сказки (с 1967).

Автор сборников пьес, стихов и рассказов. Пьесы Ю. Елисеева («Сэмбо», «Вредный витамин», «Сладкий пирог», «Неразменный рубль», «Чудо-машина», «Друзья») признаны классикой советского театра кукол. Они отличаются оригинальностью, свежестью характеров, выразительностью языка, юмором и фантазией.

Спектакли, поставленные Елисеевым в Горьком ли, в Ленинградском ли театре сказки, которым он руководит с 1969 года, часто имели и имеют успех дома, на гастролях в столице, за рубежом: в Югославии, Иране, Ираке, Турции, на Кипре, в африканских странах.

В своих спектаклях Елисеев любит дать простор шаловливости, озорству, создать нечто балаганно-игровое. Можно спорить с ним и возражать ему по сотне линий: по определённости общей идеи, по решению того или иного персонажа, по части собранности, цельности произведения. Но игра, пёстрая, яркая, бескорыстная какая-то, то есть в самой себе, в одной себе ищущая награду, всегда происходит.
Елисеев — из породы пылких выдумщиков в театре кукол. Спектакль «Царевна-лягушка», например, начинался и заканчивался так: на ширме жила, волновалась звонница из трёх колоколов, блещущих медью, со звонарями в старинном русском одеянии. Красиво это было и сильно! А царский пир проходил под сопровождение выразительных, подвижных скоморохов-гудошников.

И постоянно Елисеев что-нибудь изобретает. В его пьесе (он и пьесы пишет, всё для того же театра кукол) «Два мастера» царь и бояре бьются над пушкой, и кто-то из них кричит-советует:
«Лаптя на три целься выше — аккурат снесёт всю крышу!»
Вот и единица измерения высоты: лапоть. Надо же!

По «Царевне-лягушке» Н. Гернет Елисеев ещё до ленинградского спектакля сделал кукольный фильм. Как там хороши — опять одна деталь — ноги Ивана в лапоточках, увязающие в болотных травах. Или те же ноги в тех же лапоточках, протянутые с печи, где спит Иван.

В каждом спектакле Елисеева — свой, новый вид кукол и ширм, это для него едва ли не закон. Вы встретите более или менее классических петрушек, которых Елисеев очень любит; кукол, надеваемых на голову актёра; кукол на штоках (палках); в «Тигрёнке Петрике» куклы водятся с помощью некоторых технических приспособлений «сквозь ширму», через ширму, собранную из подобия бамбуковых палок. В опере «Ай да Балда!» актёры ходят по сцене, укрывшись под большими масками в виде «очеловеченных» глиняных горшков из старинного крестьянского обихода; закрыто и лицо и туловище.
В натуре Елисеева многое объясняет наличие, так сказать, второго творческого увлечения. Он — яростный лошадник.

Перед Елисеевым всегда имеется такая возможность — расстреножить коня и скакать, ощущая простор и скорость. На Горьковской студии телевидения он снял фильм «Здравствуйте, лошадь», 1968 год. Там же, в Горьком, издал сборничек рассказов о лошадях — «Бэтси». В фильме В. Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975 год) мелькают кадры с всадником: рассмотрите — это Елисеев.